Lightroom для фотографа – инструмент обработки или «игрушка»?

В данной статье постараюсь  раскрыть в определенной мере  важные вопросы обработки фотографий, особенно свадебных, посредством графического редактора Adobe Lightroom.

 Версия  данного продукта  компании Adobe не играет значения, поскольку различия между полюбившейся  мне 3-й и 4-й  имеют место быть, но не столь  значительны.  В данном материале хотелось бы раскрыть тему целесообразности самой обработки фотографий в Lightroom.  Несколько лет назад я, как и некоторые свадебные фотографы, которые ежедневно сталкивались с процессом обработки фотоматериала – ретушью, стилизацией, применением фильтров, - весьма скептически смотрел на новый продукт Adobe. Закрепивший за собой звание самого универсального и мощного инструмента – Photoshop -  казался надежным и мощным редактором для фотографа. Разработчики плагинов были ориентированы, помимо «stand-alone» установок, на работу в 32-х битных версиях Photoshop ранних выпусков – СS, CS2. С появлением Lightroom 3.0 адаптация под этот продукт уже появилась во всех последующих версиях таких мощных плагинов, как линейка Nik – Color Efex Pro, Silver Efex, Viveza, HDR Efex Pro, Dfine, Sharpener, а также прекрасного инструмента для ретуши – Imagenomic Portraiture. 

Но, как ни крути, Photoshop, особенно  последних версий – CS5, CS6 уже  являет собой  инструмент  не только фотографа, но и 3-D дизайнера, web- дизайнера, разработчика полиграфической продукции или просто -  художника.   Особенно явно это наблюдается в последней на сегодняшний день, 6-й версии. Lightroom, в свою очередь, - продукт узкопрофильный и более «простой», нежели его «старший брат».  Акцент, сделанный именно на пост-обработку RAW – файлов с последующим преобразованием их в более удобные tiff и jpg – форматы, избавление от массы ненужных фотографу инструментов, и добавлением новых и интересных «фишек», послужили отличной рекламой новинке Adobe.  Тонкие предустановки для массовой и быстрой обработки фотографий даже непосредственно с камеры, моментальное применение одинаковых настроек – пресетов для сотен обрабатываемых изображений сделали Lightroom чуть ли не основным редактором для фотографа. Например, я использую Photoshop только для некоторой пост-обработки отдельно взятых фотографий, проводя всю основную работу в Lightroom. Возможность использовать градиентные фильтры любого вида – яркость, экспозиция, затемнение, контрастность, размытие, четкость, цветность и пр., с добавлением цветов дала новое направление для развития  цифровой фотографии.

 Теперь фотограф, даже не обладая специальными знаниями,  пользуясь привычными  по Photoshop настройками, мог несколькими движениями ползунков, без дополнительных плагинов и фильтров, изменить  первоначальный файл, и пользуясь удобным интерфейсом, уже видеть конечный результат, наведя на один из пресетов. И самое главное – Lightroom дал возможность полной свободы действий – создавать свои пресеты, сохранять их и многократно применять. Примером полезности такой особенности может служить следующее.  Например, фотограф  снимает свадьбу 10 сентября, в 12-00, погода пасмурная, с некоторыми прояснениями. Локация – всеми известная ул. Воздвиженская. Создавая пресет с определенными предустановками баланса белого, добавлением  фильтров, виньетирования и т.п., называет его «10.09-12-00». Это дает возможность пользоваться им на протяжении первой половины сентября , при подобных погодных условиях, для пакетной обработки  тысяч фотографий. Очень экономит время, избавляя фотографа создавать новый пресет для обработки отдельно взятой свадьбы, снятой при похожих обстоятельствах. В  моей коллекции – сотни подобных пресетов, применяемых для первичной пакетной обработки фотоматериала.

 Ну а дополнительные эффекты, фильтры  и пр. можно уже применять по усмотрению.

 Цветокоррекция. Это отдельный вопрос, к которому я не зря решил обратиться. Часто приходится наблюдать разноплановость  фотографий даже с одной свадьбы в плане коррекции баланса белого или ББ. Авторы нередко допускают ошибку «новичков» - то слишком холодный, то слишком теплый оттенок кожи. Существует масса «авторских фишек» в этом плане, но я сейчас говорю именно об ошибках, а не умышленно примененных эффектах.  «Синюшный» оттенок кожи невесты, на мой взгляд, недопустим в свадебном фото, если свадьба не была  постановкой гоголевского «ужастика» «Вий», где невесте была отведена роль Панночки). Слишком желтый оттенок также не вызывает оптимизма. Не стоит  фотографу забывать о том, что необходимо учитывать неверную калибровку монитора, на котором заказчик будет просматривать свои фотографии. Например, Macbook от Apple, заметно «холодит» изображение, более дешевые аналоги от Acer,  бюджетные мониторы  Samsung, LG с матрицей TN+film могут заметно искажать картинку по яркости и тому же ББ. Также, многое зависит от используемой видеокарты.  Даже некоторые фотографы пренебрегают грамотной калибровкой свого монитора, используя его «как есть».

 Вернемся же непосредственно к Lightroom.  На базе этого инструмента современного фотографа созданы авторские и доступные  для скачивания в сети пресеты, такие, как например,  от Vivian Chung, имитация пленочной фотографии – Ilford, Kodak, Fuji , и другие.  Но также существует масса других, более изысканных и оригинальных, используемых для обработки свадебных фото. Но, поскольку, свадебное фото  для свадебного фотографа – это профессиональная деятельность, такие пресеты возможно только приобрести.  Существует масса интересных авторских предустановок для обработки свадебного фото, которыми пользуются узкий круг профессионалов. Такие пресеты возможно  воссоздать самому после посещения авторских МК, либо на отдельных МК гуру свадебного фото «дарят» их в комплекте  для успешного закрепления материала). По понятным причинам, такие авторские наработки возможно лишь купить.  Например, прекрасный набор из  10 пресетов  со всеми сохраненными настройками для Lightroom 3  будет стоить приблизительно  50$.

 Почему Lightroom 3, а не его 4-я версия? Серьезным, и как я считаю, важным отличием 3-ки от 4-ки является непонятное решение разработчиков изъять  из  рабочего пространства панели Basic такие функции,  как «Fill light» и «Recovery», позволяющие «вытаскивать» потенциально «убитые» - темные или пересвеченные  фото. Многие могут со мной поспорить, что «Fill light», помимо подсветки,  добавлял огромное количество  цифровых цветных шумов, которые можно было частично победить лишь местным размытием. А «Recovery» хотя и возвращал текстуры пересвеченным областям, безжалостно лишал фотографию рельефа, «уплощая» картинку, и нередко дарил неприятный желтоватый оттенок.  Но, например  я,  на пересвеченных   участках неба всегда пользуюсь градиентным фильтром с функцией Recovery, возвращающей  текстуры. Правда, на «контровом»  свете «Recovery»  абсолютно беспомощен, что и не удивительно. Мой выбор «тройки»   еще также обусловлен тем, что некоторые важные для меня пресеты не корректно работают в 4-й версии.

large_7788e2c54dd1dc2437ec1.jpg

 Стоит также обратить внимание на то, что фотограф должен неукоснительно соблюдать соответствие цветовых профилей рабочих пространств, что в Lightroom, что в Photoshop. Обычно это  sRGB IEC61966-2.1, хотя некоторые привыкли использовать Adobe RGB 1998. Как  правило, типографии и фотолаборатории требуют, чтобы предоставляемые цифровые материалы для печати  имели встроенный sRGB- профиль для исключения искажений цвета на «выходе».  Иногда возникает конфликт между переводом изображений из  пространства Lightroom  в  пространство Photoshop, который по умолчанию использует Adobe RGB. 

402-1.jpg

 Цветовой профиль sRGB

402-2_20130827-183543_1.jpg

Цветовой профиль Adobe RGB

Как итог, могу с уверенностью констатировать факт, что Adobe Lightroom  в последние годы находит все больше сторонников среди профессионалов, работающих с изображением. И выбор их  не случаен – Photoshop, с его универсальностью и сложностью, уже не обладает нужной для фотографа функциональностью и набором простых в работе инструментов. Скорость и понятность - вот основные «козыри» Lightroom, что сделали его незаменимым помощником.

 А для тех, кто желает ближе познакомиться с некоторыми хитростями и секретами обработки фотографий, я провожу  онлайн- обучения по Skype c  прекрасным подарком в виде набора пресетов  Lightroom для обработки фотографий. Для заинтересованных, вопросов и деталей , уточнения стоимости, а также заявок на участие в мастер-классе – Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  либо  форма обратной связи.  Удачных Вам фотосессий !

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Галерея

team1
team2
team3
team4
team5
team6
team7
team8
Back to Top